Откуда вы?
Ваш город -
Кемерово ?
Выбрать другой

Аденоиды у детей и их воспаление

Одним из важных компонентов иммунной системы ребенка является так называемое лимфатическое глоточное кольцо, или кольцо Пирогова-Вальдейера, которое защищает его от респираторных и некоторых других инфекций. Кольцо образовано миндалинами — участками лимфоидной ткани, которая содержит большое количество клеток иммунитета — лимфоцитов и фагоцитов. Таким образом, миндалины являются барьером на пути инфекции и формируют местный и общий иммунный ответ на вторжение возбудителя болезни.

В состав лимфоидного кольца входят шесть миндалин:

• • две небных, воспаление которых называют тонзиллитом или ангиной;
  • • две трубных;
  • • язычная;
  • • глоточная.

Обычно в воспалительный процесс вовлекаются глоточная и небные миндалины, которые первыми стоят на пути микробов.

Что такое аденоиды

В ответ на вторжение инфекции, миндалины должны усиленно работать, чтобы его отразить. Чтобы справиться с поставленной задачей, они наращивают количество лимфоидной ткани и соответственно увеличиваются в размерах. Чем чаще миндалины контактируют с микробом-агрессором, тем больше они разрастаются. Чрезмерный рост миндалин на медицинском языке называется гипертрофией, при этом разрастания глоточной миндалины называют аденоидными вегетациями, или просто аденоидами.

Аденоиды встречаются очень часто, поскольку увеличение глоточной миндалины — естественный иммунный ответ не только на внедрение вредных бактерий и вирусов, но и на первичную колонизацию полости рта и носа микробами, которые являются их обычными обитателями.

Степени аденоидов

Существует три степени гипертрофии глоточной миндалины:

• • Аденоиды 1 степени. Вегетации закрывают до трети просвета хоан — отверстий, через которые полость носа сообщается с носоглоткой.
  • • Аденоиды 2 степени. Перекрывают до ⅔ просвета хоан.
  • • Аденоиды 3 степени. Почти полностью перекрывают вход в носоглотку.

Размеры аденоидов далеко не всегда соответствуют тем нарушениям, что они вызывают у ребенка. Даже разрастания первой степени иногда вызывают выраженную клиническую картину, в то время, как аденоиды 3 степени могут относительно немного беспокоить пациента. Принимая решение о лечении ребенка, нужно ориентироваться только на те проблемы, что ему доставляют аденоидные вегетации, но никак не на их размеры.

Симптомы аденоидов

В основе всех нарушений, связанных с аденоидными разрастаниями, лежит нарушение носового дыхания. Вследствие этого, могут наблюдаться следующие симптомы:

• • беспокойный и прерывистый сон, дети часто спят с открытым ртом, храпят;
  • • вялость, апатия;
  • • снижение слуха той или иной выраженности;
  • • снижение памяти и внимания, в результате чего снижается успеваемость в школе;
  • • гнусавый оттенок голоса;
  • • сложности формирования речи у малышей;
  • • головные боли.

В далеко зашедших случаях формируется "аденоидное лицо" с постоянно открытым ртом и опущенной нижней челюстью.

Осложнения аденоидов

Гипертрофия глоточной миндалины — физиологический процесс, но это не значит, что он всегда безопасен. Избыточный рост вегетаций может привести к достаточно серьезным осложнениям:

• • Перекрывая вход в слуховую трубу, аденоиды вызывают снижение слуха. В период активного развития речи это может вызвать различные неблагоприятные последствия.
  • • Гипертрофированная глоточная миндалина может часто воспаляться и стать очагом хронической инфекции. Часто следствием такой инфекции становятся регулярные отиты и синуситы.
  • • Постоянное ротовое дыхание иногда приводит к деформации костей скелета и нарушениям прикуса.

Большинство людей взрослеют и старятся даже не подозревая, что в детстве имели аденоиды. Поэтому не надо бояться, если врач заговорит о них. Важно понимать, когда Вашему ребенку потребуется лечение, а когда оно не нужно.

Что такое аденоидит

Даже в медицинской литературе существует некоторая путаница в терминах, в результате чего понятия аденоиды, гипертрофия аденоидов и аденоидит нередко употребляются как синонимы. Тем не менее, современные эксперты считают, что аденоидные вегетации — это разрастание лимфоидной ткани, которое имеет место в норме, тогда как если мы говорим о воспалении, правильнее применять термин "аденоидит".

Острым аденоидитом болели практически все, кто хоть раз перенес ОРЗ. Симптомы заболевания не выходят за рамки клинической картины вирусной инфекции, поэтому воспаление глоточной миндалины при этом обычно не диагностируют, что впрочем не имеет особого значения для пациента.

Хронический аденоидит — более серьезная проблема, ведущую причину которой выделить сложно, а иногда и вовсе невозможно. Доказана связь заболевания с такими факторами, как:

• • частые ОРВИ;
  • • длительное пребывание болезнетворных микробов в полости рта;
  • • аллергические реакции;
  • • плохая экология;
  • • истинный иммунодефицит.

Есть мнения, что с развитием хронического аденоидита могут быть связаны также внутриклеточные бактерии, вирус Эпштейн-Барр и рефлюксная болезнь желудка, при которой происходит периодический заброс его кислого содержимого в пищевод.

Предположить хронический аденоидит можно на основании характерных жалоб:

• • частые простудные заболевания;
  • • приступы ночного и утреннего кашля, возникающие вследствие стекания слизи по задней стенки глотки;
  • • стойкое или преходящее затруднение носового дыхания.

Бывают ли аденоиды у взрослых

Аденоидные вегетации достигают максимальных размеров к 3-7 годам, после чего претерпевают обратное развитие и полностью атрофируются к 15-20 годам. Однако, в некоторых случаях клинически значимые разрастания сохраняются и в более старшем, а в иногда и в пожилом, возрасте.

Как диагностировать аденоиды

Диагноз ставится на основании жалоб пациента при наличии соответствующих изменений в носоглотке. Однако задача диагностики состоит не только в постановке диагноза. Необходимо определить требуется ли ребенку удаление аденоидов. С этой целью могут быть назначены, например, рентгенография, чтобы определить размеры и расположение разрастаний, или аудиометрия — для оценки слуха пациента.

"Золотой стандарт" диагностики аденоидов — эндоскопическое исследование, которое позволит достоверно осмотреть вегетации, определить плотно ли они прилегают к хоанам и насколько перекрывают слуховую трубу. При этом ребенок не получает ненужной радиации, а полное представление о его состоянии можно получить уже на первом приеме.

МЫ РАБОТАЕМ
Но временно меняем режим работы.
У НАС ДЕЙСТВУЕТ МАСОЧНЫЙ РЕЖИМ!

Узнать подробнее
Пишите нам: