Гайморит

Что такое гайморит

Некоторые кости черепа имеют покрытые слизистой оболочкой полости, которые сообщаются с полостью носа. Они называются придаточными пазухами или околоносовыми синусами. Самые крупные пазухи располагаются в верхней челюсти и называются также гайморовыми, поэтому воспаление их слизистой оболочки носит название верхнечелюстной синусит, или гайморит.

Как часто встречается гайморит

Верхнечелюстной синусит регистрируется очень часто и нередко носит рецидивирующий характер. Большую долю в структуре гайморитов занимают синуситы одонтогенного происхождения, то есть возникшие вследствие распространения инфекции с больных зубов верхней челюсти. По мнению некоторых авторов частота таких гайморитов достигает 50% от их общего числа, по данным других — несколько меньше.

Какие бывают гаймориты

В зависимости от источника распространения инфекции различают аллергические, травматические, одонтогенные (зубы) и риногенные (полость носа) верхнечелюстные синуситы. Это разделение, впрочем, весьма условно. Простой пример:

1. ОРЗ вызывает воспаление слизистых оболочек носа и глотки — назофарингит.
  2. Инфекция из полости носа проникает в верхнечелюстную пазуху, вызывая гайморит.
  3. Гайморит провоцирует обострение хронического периодонтита.
  4. Инфекция из периапикального очага (область верхушки корня больного зуба) проникает в гайморову пазуху и вызывает ее вторичное воспаление.

Таким образом, мы видим как тесно связаны между собой эти отделы и как важно своевременно санировать очаги хронической инфекции.

Какие микробы вызывают гайморит

Если мы говорим о риногенном и одонтогенном верхнечелюстном синуситах, то подавляющую часть заинтересованной флоры составляют стафилококки, в том числе золотистый стафилококк. Большинство гайморитов связаны с условно-патогенной флорой, то есть с бактериями, которые являются обычными обитателями организма. В благоприятных для себя условиях они интенсивно размножаются, вызывая воспалительный ответ со стороны организма.

Симптомы гайморита

Гайморит следует рассматривать не как местное поражение верхнечелюстной пазухи, но как заболевание всего организма. В ответ на воспаление в синусе, в организме возникает общая реакция, которая проявляется лихорадкой, общей слабостью, недомоганием, головными болями.

Основные клинические проявления гайморита:

• • Боль, которая локализуется преимущественно в области пораженной пазухи. Выраженность симптома зависит от возможности оттока воспалительного экссудата через естественное соустье в полость носа.
  • • Нарушение носового дыхания постоянного или периодического характера. Может отмечаться с одной стороны.
  • • Отделяемое из носа слизистого или гнойного характера. Экссудат отходит при сморкании или стекает по задней стенке глотки.
  • • Реактивный отек век и отек мягких тканей лица при остром течении.
Гайморит у детей часто сочетается с аденоидами и их воспалением. При этом симптомы заболевания могут включать в себя кашель и увеличение шейных лимфатических узлов.

Для одонтогенных гайморитов характерна односторонняя локализация воспаления. При осмотре полости рта можно обнаружить источник инфекции в виде полуразрушенного или полностью разрушенного зуба, признаков периодонтита, а при опросе пациента можно узнать о перенесенном недавно удалении зуба. Перфоративные гаймориты  сигнализируют о себе болями или тяжестью в области синуса, а также прохождением воздушных потоков изо рта в полость носа. В некоторых ситуациях, при хорошем оттоке отделяемого из пазухи, гайморит может протекать практически бессимптомно.

Диагностика гайморита

После оценки жалоб и изучения анамнеза врач осматривает полость носа с помощью риноскопа. В ходе исследования он может обнаружить серозное или гнойное отделяемое, отек слизистой носа и ее покраснение. При поражении гайморовых пазух патологическое отделяемое обычно наблюдается в среднем носовом ходе, хотя отсутствие экссудата не исключает диагноз.

Из дополнительных методов диагностики используются:

• • Лабораторные методы исследования.
  • • Эндоскопия.

Современный эндоскоп позволяет качественно осмотреть полость носа, носоглотку и устья гайморовых пазух. Особенно актуальна эндоскопия у детей, поскольку помогает безболезненно и безопасно получить много необходимой для постановки диагноза информации.

• • Диафаноскопия

Метод исследования, при котором в полость рта вводят световод и оценивают как свет от него проводится через пазуху. Если с одной стороны лица свет более тусклый, то вероятно пневматизация, то есть содержание воздуха, пазухи снижена, а значит в ней возможно имеется воспаление.

• • УЗИ.

Не самый информативный, но полностью безопасный и безболезненный метод диагностики. Снижение пневматизации синуса достаточно достоверно можно заметить на современном сканере, хотя требует хорошей подготовки врача.

• • Рентгенография гайморовых пазух.

Применяется повсеместно и обладает высшим уровнем доказательности.

• • Компьютерная томография.

Более информативна чем рентгенография, но менее доступна и сопряжена с более высокими дозами облучения пациента. Тем не менее, КТ в последнее время становится золотым стандартом исследования синуситов.

• • Диагностическая пункция.

Позволяет оценить объем и характер содержимого синуса. Пункция гайморовой пазухи осуществляется через нижний носовой ход.

Принципы лечения гайморита.

1. Лечение верхнечелюстного синусита может быть консервативным и хирургическим.

2. Системная антибактериальная терапия

3. Местная антибактериальная терапия

4. Элиминационно-ирригационная терапия

5. Сосудосуживающие препараты

6. Стероидные гормоны

7. Хирургическое лечение

МЫ РАБОТАЕМ
Но временно меняем режим работы.
У НАС ДЕЙСТВУЕТ МАСОЧНЫЙ РЕЖИМ!

Узнать подробнее
Пишите нам: