Откуда вы?
Кемерово ?
Выбрать другой

Хронический средний отит

Хронический средний отит — длительно протекающее воспаление среднего уха. Заболевание может развиваться вследствие:

• • перенесенного острого воспаления;
  • • нарушения проходимости Евстахиевых труб;
  • • ожогов или травмы.

Повышенный риск заболевания имеет место у людей с черепно-лицевыми дефектами, например, заячьей губой и волчьей пастью. К обострению хронического отита часто приводят проникновение воды в среднее ухо при прободении барабанной перепонки и воспаление верхних дыхательных путей. Инфекционный процесс в полости среднего уха поддерживают грамм-отрицательные бациллы и золотистый стафилококк.

Длительно протекающий отит способен вызвать деструктивное повреждение органов среднего уха и спровоцировать появление ушных полипов. Наличие последних практически всегда является свидетельством наличия холестеатомы. Последняя представляет собой образование, состоящее из эпителиальных клеток и способное продуцировать ферменты, разрушающие подлежащие костные ткани. Являясь удобным местом для обитания бактерий, холестеатома способна привести к гнойному лабиринтиту, абсцессу мозга и некоторыми другим септическим осложнениям.

Симптомы заболевания

Первыми проявлениями хронического отита обычно выступают кондуктивная тугоухость и оторея — отделяемое из уха. Боли не характерны, а их возникновение часто свидетельствует о вовлечении в воспалительный процесс височной кости.

При осмотре полости уха обнаруживают прободение барабанной перепонки и отделяемое серозного или серозно-гнойного характера. В барабанной полости наблюдаются белые массы. Через перфорированную перепонку могут выпячиваться ушные полипы.

Диагностика хронического отита

Диагноз выставляют после анализа жалоб, анамнеза и данных простого клинического осмотра. Дополнительно могут быть назначены:

• • лабораторное исследование отделяемого из уха для выявления возбудителя и его чувствительности к антибиотикам;
  • • КТ или МРТ при подозрении на холестеатому, внутричерепные осложнения и поражение внутреннего уха.

Чтобы оценить состояние устья Евстахиевой трубы, применяться эндоскопия. Кроме того, эндоскоп дает возможность информативно оценить состояние полости носа для выявления провоцирующих факторов.

Проходимость слуховой трубы и наличие холестеатомы в недоступных для осмотра местах определяются транстимпанальным нагнетанием антисептиков. Оценка слуховой функции осуществляется речевыми и камертональными тестами.

Принципы лечения хронического отита

• • ликвидация инфекции и купирование воспаления в среднем ухе;
  • • профилактика и коррекция тугоухости.

Антибиотикотерапия заключается в закапывании в ухо капель с антибиотиками. С этой целью часто применяется Ципрофлоксацин. Курс лечения — 2 недели. Системные антибиотики применяются при тяжелом течении заболевания. Препараты первой линии — амоксициллин ицефалоспорины.

При наличии грануляций, то есть участков молодой соединительной ткани, которые образуются в области ран, язв и эрозий, их требуется аккуратно удалить или прижечь нитратом серебра, после чего проводится курс терапии топическими антибиотиками.

Хроническая перфорация барабанной перепонки, а также краевое прободение, требуют оперативного лечения — тимпанопластики, в ходе которой при необходимости восстанавливают физиологически правильное положение слуховых косточек. Хирургическое лечение практически всегда показано при холестеатоме.

Хронический отит — достаточно опасное заболевание, и его проще предупредить, нежели лечить. Профилактика заключается в рациональном лечении пациентов с острым и экссудативным отитом и устранении причин, которые препятствуют нормальной работе слуховых труб.