Откуда вы?
Кемерово ?
Выбрать другой

Лабиринтит

Лабиринтит — воспалительное поражение внутреннего уха, вследствие его инфицирования микробами. Регистрируется в любом возрасте, составляя до 5% заболеваний этой локализации. Это достаточно немного, но патология опасна развитием внутричерепных осложнений, поэтому требует лечения в кратчайшие сроки.

Основные причины заболевания

Внутреннее ухо анатомически располагается так, что практически не подвержено первичному инфицированию, поэтому лабиринтит — это всегда следствие других заболеваний. Различают:

• • Тимпаногенный лабиринтит. Регистрируется чаще остальных и обычно является осложнением среднего отита.
  • • Травматический лабиринтит. Является результатом различных травм внутреннего уха.
  • • Менингогенный лабиринтит. Инфекция распространяется с воспаленных мозговых оболочек. Поражение чаще носит двусторонний характер и нередко вызывается специфическим микроорганизмом — вирусом гриппа, микобактериями туберкулеза.
  • • Гематогенный лабиринтит. Редкое осложнение инфекционных заболеваний, например, люэса или эндемического паротита.

Симптомы заболевания

Течение лабиринтита прямо зависит от вызвавших его причин. Так, воспаление, возникающее как осложнение острого гнойного среднего отита, часто протекает достаточно стерто, хотя и захватывает все отделы органа.

В основе клиники лабиринтитов лежит поражение слухового и вестибулярного рецепторов. Значимое диагностическое значение имеют:

• • Системное головокружение — ощущение кружения предметов или собственного тела вокруг определенной оси.
  • • Координационные нарушения, а том числе шаткая походка и трудности в удержании тела в вертикальном положении.
  • • Вегетативные реакции — брадикардия, потливость, тошнота, рвота.
  • • Нейросенсорная тугоухость и шум в ушах.

Первыми симптомами заболевания нередко являются незначительные и кратковременные нарушения равновесия, которые в более тяжелых случаях значительно усиливаются и продолжаются по несколько часов и даже дней. Пациент вынужден лежать, боясь пошевелиться, чтобы не спровоцировать новый приступ головокружения. В неосложненных случаях, через пару недель состояние больного улучшается, головокружение и координационные расстройства купируются, хотя еще длительное время сохраняется риск падения ночью или с закрытыми глазами, то есть без адекватного зрительного контроля.

Серозный лабиринтит либо заканчивается полным выздоровлением, либо стиханием воспаления с сохраняющимися вестибулярными нарушениями или снижением слуха. Гнойный лабиринтит обычно заканчивается гибелью рецепторов внутреннего уха с развитием устойчивых вестибулопатий — тех самых головокружений, о которых мы уже говорили. Последние через несколько месяцев компенсируются и пациент чувствует себя получше.

Следствием длительно протекающего гнойного отита может стать свищ (фистула) лабиринта, который образуется в результате эрозии его костной стенки. При этом часто имеет место серозный лабиринтит, протекающий со слабовыраженными симптомами. У 30-50% пациентов фистула протекает практически бессимптомно. Ограниченный лабиринтит может протекать долго и опасен переходом в гнойную форму, которая связана с риском внутричерепных осложнений.

Симптомы травматических лабиринтитов, которые развиваются при попадании крови во внутреннее ухо и ее инфицировании, в результате перелома височной кости или повреждения мембраны окна улитки, могут иметь различную степень выраженности — от едва заметных до значительно снижающих качество жизни.

Лабиринтит, который развивается как осложнение менингита, сопровождается выпадением всех функций лабиринта. О развитии патологии говорит внезапное угнетение слуха у пациента с менингитом, вплоть до развития полной глухоты. Нарушения равновесия сохраняются на протяжении всей жизни.

Диагностика лабиринтитов

Постановка диагноза обычно не вызывает сложностей и базируется на тщательном изучении жалоб и анамнеза, общем осмотре и отоскопии. Для уточнения диагноза, проводятся координационные пробы, аудиометрия с камертональными тестами.

Рентгенография височной кости проводится для выявления признаков повреждения ее сосцевидного отростка. Более информативна компьютерная томография, которая позволяет достаточно достоверно обнаружить фистулы лабиринта. Для исключения внутричерепных осложнений показана МРТ.

Важнейшую роль играет дифференциальная диагностика, позволяющая исключить болезни со схожими симптомами. Это в первую очередь отогенный арахноидит и абсцесс мозжечка, которые, как и лабиринтит, часто становятся осложнением отита. Кроме того, врачу предстоит не связаны ли симптомы с такими состояниями как:

• • болезнь Меньера;
  • • доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение;
  • • вестибулярный нейронит;
  • • внутричерепные опухоли;
  • • герпетическая инфекция.

Принципы лечения лабиринтитов

• • купирование воспалительного процесса;
  • • восстановление и поддержание функций внутреннего уха.

Пациенту необходима госпитализация в ЛОР-отделение, где ему обеспечивается полный покой, назначается противовоспалительное, дезинтоксикационное и симптоматическое лечение. Срочная операция необходима при:

• • внутричерепных осложнениях;
  • • мастоидите с абсцессом;
  • • некрозе и отторжении фрагментов лабиринта.

В присутствии острого среднего отита назначают антибиотики, что быстро улучшает состояние больного. При выборе лекарства необходимо учитывать его способность проникать через гематоэнцефалический барьер. В дальнейшем, после получения результатов бакпосева отделяемого из уха, возможна смена антибиотика. Чтобы улучшить дренирование барабанной полости возможно проведение парацентеза, то есть прокола, барабанной перепонки.

Исход болезни зависит от причины, формы и особенностей течения, правильности лечения, сопутствующих заболеваний. Пациент находится на больничном от нескольких недель до 3 месяцев, а иногда и более. Даже при адекватном лечении возможно неполное восстановление слуха, пациента могут беспокоить эпизоды головокружения.