Откуда вы?
Кемерово ?
Выбрать другой

Носовые кровотечения

Носовые кровотечения, или эпистаксис, встречаются достаточно часто.Они бывают очень разными: интенсивными и умеренными, не оказывающими существенного влияния на самочувствие или, напротив, угрожающими его жизни.

В большинстве случаев кровотечение развивается из сосудистого сплетения на носовой перегородке. Эпистаксис из задней половины носа опаснее, чем из передней. Такие кровотечения часто беспокоят пациентов с атеросклерозом и болезнями крови, а также после операций на полости носа.

Причины носовых кровотечений

Обычно эпистаксис является следствием сухости слизистой оболочки и травмы носа (например, при высмаркивании). Реже причинами носового кровотечения выступают:

• • воспалительные заболевания (ринит);
  • • системные заболевания (заболевания печени);
  • • эрозии и гипертрофия слизистой оболочки;
  • • инородное тело носа;
  • • атеросклероз;
  • • синдром Рандю-Вебера-Ослера;
  • • опухоль в носоглотки и придаточных пазух;
  • • перфорация носовой перегородки;
  • • коагулопатии.
  • Носовое кровотечение часто возникает при повышении артериального давления, однако гипертония сама по себе крайне редко является истинной причиной эпистаксиса.

Диагностика носовых кровотечений

Важнейшим элементом диагностики является тщательный анализ жалоб и анамнеза пациента. Врач устанавливает с какой стороны возникло кровотечение. Несмотря на то, что обильные кровотечение достаточно быстро распространяются на здоровую ноздрю, большинство пациентов все же могут безошибочно указать на первоисточник проблемы. Кроме того, требуется установить длительность кровотечения и факторы, которые его спровоцировали.

Необходимо выявить признаки жизнеопасного кровотечения. На него может указывать черный дегтеобразный стул, который является следствием попадания крови в желудок при ее проглатывании. Об опасном для жизни носовом кровотечении могут также свидетельствовать кровохарканье, кровь в моче, гематомы, кровоточивость десен, что может свидетельствовать о нарушении свертываемости крови.

О проблемах со свертываемостью крови можно также узнать из анамнеза. Нельзя забывать, что ухудшение гемостаза может быть связано с приемом некоторых препаратов, в том числе антикоагулянтов и дезагрегантов.

Объективный осмотр начинается с оценки общего состояния пациента и определения признаков значительной кровопотери — снижение артериального давления, частый пульс, бледность кожных покровов. При интенсивном кровотечении осмотр проводится параллельно с экстренными кровоостанавливающими мероприятиями.

Лабораторные методы исследования при носовых кровотечениях обычно не требуются. Диагноз очевиден. Если врач подозревает коагулопатию или имеет место интенсивный эпистаксис, то назначают общий анализ крови и коагулограмму. При подозрении на инородное тело или синусит возможно проведение компьютерной томографии.

Лечение носовых кровотечений

Для остановки неосложненного кровотечения из передних отделов носа как правило достаточно прижимать крылья носа к носовой перегородки в течение 10 минут. Пациент по возможности должен сидеть прямо. Нельзя запрокидывать голову назад.

Иногда, остановить кровотечение указанными способами не удается. В таком случае может быть выполнена передняя тампонада носа, в ходе которой врач плотно набивает полость носа марлевой полоской, длина которой может достигать метра и более. Это достаточно болезненная процедура, которую желательно выполнять, только если недоступны другие методы.  Альтернативой передней тампонаде может выступать установка специальных баллонов, которые вводятся в полость носа, а затем раздуваются, прижимая кровоточащий участок. Если врач может обнаружить источник рецидивирующего носового кровотечения, то может прижечь его путем аппликации нитрата серебра или электрокоагулятором.

Кровотечение из задних отделов полости носа остановить сложнее. При этом также эффективной может оказаться установка назального баллона, но эта процедура подчас оказывается трудновыполнимой. Обычно для остановки такого носового кровотечения прибегают к задней тампонаде.

Иногда кровотечение не удается остановить никаким из перечисленных способов. В таком случае врач может рассмотреть вопрос перевязки верхнечелюстной артерии, доступ к которой осуществляется эндоскопически, или проведения ангиографическая эмболизации сосудов, если такая возможность имеется технически.

МЫ РАБОТАЕМ
Но временно меняем режим работы.
У НАС ДЕЙСТВУЕТ МАСОЧНЫЙ РЕЖИМ!

Узнать подробнее
Пишите нам: