Острый средний отит

Острый средний отит – это заболевание, сопровождающееся воспалением слизистых оболочек среднего уха: слуховой трубы, сосцевидного отростка и барабанной полости. Если воспалительный процесс сохраняется от 3 до 12 месяцев после лечения, говорят о затянувшемся отите, если эпизоды острого воспаления беспокоят от 4 раз в год — о рецидивирующем.

Заболевание встречается достаточно часто, особенно у детей. Заболевание нельзя назвать безобидным. С ним связан каждый четвертый случай нейросенсорной тугоухости, при этом от 20 до 70% респираторных инфекций у детей осложняется воспалением среднего уха.

К концу первого года жизни каждый третий ребенок перенесет острый отит, а к трем годам жизни — у 7 из 10 детей хоть раз наблюдаются симптомы патологии. У многих это происходит неоднократно.

Причины отита

Отит способны вызвать различные бактериальные и вирусные агенты. От того, каким микробом вызвано заболевание, часто зависит тяжесть его течения и прогноз.

Сегодня считается, что важную роль в механизме развития болезни играет нарушение проходимости слуховой трубы, что приводит к возникновению отрицательного давления в барабанной полости и скоплению в ней жидкости. Последняя достаточно быстро заселяется микробами, в результате чего возникает воспаление. Однако слуховая труба является не единственным путем проникновения инфекции, которая может распространяться из водопроводов ушного лабиринта или вследствие травмы, реже — через кровь (сепсис, туберкулёз).

Воспаление среднего уха сопровождается накоплением в его полостях экссудата — серозной или гнойной жидкости. В части случаев содержащиеся в гное ферменты расплавляют барабанную перепонку. В ней образуется отверстие, через которое гной эвакуируется наружу, что сопровождается облегчением состояния пациента.

В некоторых случаях гнойного расплавления перепонки не возникает, и в барабанной полости жидкость задерживается длительное время. Нерациональное лечение способствует хронизации воспаления.

Более чем в 60% случаев отит вызывают пневмококки и гемофильная палочка. Важно понимать, что различные штаммы этих микробов в норме живут в носоглотке большинства детей. В каждом пятом случае отита не удается высеять микрофлору из барабанной полости. Эксперты предполагают, что воспаление в этом случае могло быть вызвано вирусными инфекциями.

Симптомы отита

• • боли в ухе;
  • •лихорадка;
  • •снижение слуха;
  • •гнойное отделяемое из уха.

При опросе пациента часто имеется указание на перенесенную ОРВИ. Дети младшего возраста не могут описать свои жалобы. В этом случае важно обратить внимание на капризное поведение, немотивированный плач.

При осмотре пациента с отитом, врач наблюдает различные изменения в зависимости от стадии заболевания:

• • Острый евстахиит — воспаление слуховой трубы. Пациент предъявляет жалобы на заложенность уха, снижение слуха, чувство усиленного восприятия собственного голоса (аутофония).
  • • Острое катаральное воспаление. Врач наблюдает покраснение и утолщение барабанной перепонки при отоскопии.
  • • Гнойное воспаление. Сопровождается ухудшением состояния пациента и усилением болей. Выраженное покраснение и набухание барабанной перепонки при отоскопии. В части случаев имеет место прободение перепонки с гноетечением из уха.
  • • Восстановление. Симптомы заболевания стихают, воспаление курируется. При осмотре наблюдается восстановление цвета и толщины барабанной перепонки, перфорация рубцуется.

Диагностика отита

• • Диагноз выставляется на основе анализа жалоб пациента, а также лабораторных и инструментальных процедур: общий анализ крови; микробиологическое исследование отделяемого из среднего уха при тяжелом течении или выполнении парацентеза; отоскопия — осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью специального инструмента — отоскопа; рентгеновское исследование височных костей или компьютерная томография при тяжелом течении и подозрении на гнойные осложнения.

Принципы лечения

Лечение острого отита может быть консервативным и хирургическим. Консервативная терапия включает:

• • Восстановление функции слуховой трубы, для чего назначают интраназальные процедуры — туалет носа с изотоническим раствором NaCL, своевременную очистку отделяемого из носа, сосудосуживающие препараты, иногда местные глюкокортикоиды и антибактериальные препараты.
  • • Купирование болевого синдрома. У детей с этой целью используют парацетамол или ибупрофен (Нурофен). Местно можно применять капли, содержащие лидокаин.
  • • Муколитическая терапия для улучшения дренажной функции слуховой трубы. В норме колебания ресничек мерцательного эпителия, который выстилает просвет Евстахиевых труб, помогают освободить барабанную полость от содержимого. Отек слизистой слуховой трубы препятствует этому процессу и вязкий секрет полости плохо эвакуируется. Препараты N-ацетилцистеина помогают нормализовать нормальный дренаж среднего уха.
  • • Антибиотикотерапия рекомендована при гнойных отитах. Чаще всего отит является осложнением ОРВИ. Применение антибиотиков снижает риск мастоидитов и других осложнений. Препарат первой линии — амоксициллин, который может быть назначен, если ребенок не получал его последние 30 дней и не страдает аллергией на лекарство. Предпочтение в любом случае отдается средствам для приема внутрь.
  • • Продолжительность антибиотикотерапии составляет 7-10 дней. Для лечения острых отитов не используют тетрациклин, линкомицин, гентамицин и ко-тримоксазол. Эти препараты показывают слабую эффективность в отношении основных возбудителей заболевания и связаны с высоким числом побочных эффектов.
Антибиотикотерапия обязательно назначается детям до 2 лет и пациентам с иммунодефицитом.

Хирургическое лечение подразумевает проведение парацентеза — небольшого рассечения барабанной перепонки с целью опорожнения полости. Процедура показана при выраженных симптомах гнойного отита в отсутствие перфорации. Парацентез может быть рекомендован также при относительно стертой симптоматике, но ухудшении общего состояния и лабораторных признаках продолжающегося воспаления.

Обычно парацентез выполняют под местной анестезией, однако в некоторых случаях, особенно у беспокойных детей, возможно применение кратковременного наркоза. При хронических отитах в разрез устанавливают шунт. Это делается для обеспечения вентиляции среднего уха и введения в него лекарственных препаратов.

Возможные осложнения острого отита

Недостаточное внимание к болезни и ее неадекватное лечение могут стать причиной достаточно серьезных осложнений. К таковым относятся:

• • Мастоидит — воспаление тканей сосцевидного отростка. Заболевание осложняет до 0.1-1% случаев острого отита. Оно может развиваться в разные сроки, но чаще всего это происходит в конце второй - начале третьей недели от появления симптомов отита.
  • • Лабиринтит — воспаление внутреннего уха, которое может завершиться полным выздоровлением, но в ряде случаев приводит к стойкому снижению слуха.
  • • Внутричерепные гнойные осложнения, и в частности менингит, развиваются при проникновение инфекции в полость черепа. Встречаются примерно в 0.05% случаев и представляют серьезную угрозу для жизни пациента.

Большинство людей переносят не менее двух эпизодов острого среднего отита еще в детстве, и действенных мер профилактики заболевания не существует. Чаще всего воспаление среднего уха проходит самостоятельно через 3-4 дня. В некоторых случаях, например, при очень частых рецидивах врач может рекомендовать шунтирование или длительные курсы антибиотиков.

У НАС ДЕЙСТВУЕТ МАСОЧНЫЙ РЕЖИМ!

Узнать подробнее
Пишите нам: