Синдром раздражённого кишечника

Синдром раздражённого кишечника (СРК) – это функциональное заболевание, при котором могут наблюдаться следующие состояния: дискомфорт, боль и вздутие живота, нарушения стула – запор или диарея. При данном функциональном заболевании не может быть отдельно болевого синдрома или нарушения стула, обязательным является их сочетание в различных вариантах. Часто присутствуют дополнительные внекишечные проявления, такие как нарушение сна, головная боль, ощущение внутреннего напряжения или дрожи, жжение в животе, боли в спине и мышцах, ощущение неполноценного вдоха и другие.

Синдромом раздраженного кишечника страдают от 10 до 13% населения. Доля лиц, испытывающих симптомы, соответствующие СРК, вероятно выше, однако лишь 25-30% из них обращаются за медицинской помощью. Данным заболеванием чаще страдают женщины, а диагноз СРК в большинстве случаев устанавливается в возрасте от 30 до 50 лет. У большей части пациентов с СРК заболевание сочетается с функциональной диспепсией (болью или дискомфортом в эпигастральной области).

Причины возникновения

Основной механизм возникновения боли – гиперчувствительность нервных окончаний стенки кишки к растяжению при образовании газа и прохождении каловых масс, а также нарушение двигательной функции кишечника. Объём кишечных газов и кала может быть не таким уж большим, но у пациента с функциональным заболеванием растяжение стенки кишки обязательно вызовет боль. Триггером или провоцирующим фактором часто выступает стресс, тревожное или депрессивное расстройство, перенесённая острая кишечная инфекция.

Для постановки данного диагноза врачу требуется тщательно расспросить пациента о его ощущениях, собрать сведения о времени начала появления первых симптомов и их развитии с течением времени, изучить наследственный анамнез, а также предшествовавшую данному состоянию лекарственную терапию по поводу острых или хронических заболеваний.

Диагностика синдрома раздражённого кишечника

Очень важным этапом диагностики является объективный осмотр пациента для оценки состояния кожных покровов, размеров и болезненности внутренних органов.

Поставить диагноз функционального заболевание кишечника также помогут некоторые лабораторные и инструментальные исследования, а именно:

• клинический анализ крови (указывает на воспалительный процесс в организме, позволяет заподозрить анемию);
  • С-реактивный белок (указывает на воспалительный процесс в организме);
  • определение уровня гормонов щитовидной железы (при нарушении функции щитовидной железы могут быть запор или диарея);
  • кал на скрытую кровь иммунохимическим методом (для определения скрытого кровотечения из кишечника);
  • анализ кала на кальпротектин (для определения воспаления в кишечнике);
  • исключение острых кишечных инфекций (при диарее);
  • антитела к тканевой трансглутаминазе (при подозрении на непереносимость глютена);
  • дыхательный водородный тест (для исключения избыточного роста бактерий в тонкой кишке, которые вызывают вздутие живота);
  • ультразвуковое исследование органов брюшной полости;
  • эзофагогастродуоденоскопия с биопсией;
  • колоноскопия с биопсией.
  • Объём исследований определяется врачом после оценки жалоб, истории развития заболевания и объективного осмотра индивидуально.

Лечение СРК

Лечение функциональных заболеваний кишечника складывается из коррекции диеты пациента, его образа жизни, привычек и эмоциональных нарушений. В лечении используются спазмолитические препараты для устранения боли и нарушений моторики кишечника, сорбенты или слабительные средства для нормализации стула, невсасывающиеся кишечные антибиотики – для коррекции избыточного газообразования, а также в некоторых ситуациях – антидепрессанты в низких дозах.

При появлении симптомов СРК обращайтесь к гастроэнтерологу в медицинский центр «Красная горка». Наши врачи-эксперты поставят правильный диагноз и подберут для каждого пациента индивидуальную схему лечения, используя новейшие медицинские технологии и придерживаясь международных протоколов и стандартов лечения.

Пишите нам: