Откуда вы?
Кемерово ?
Выбрать другой

Аллергический ринит

Аллергический ринит — воспаление слизистой оболочки полости носа, обусловленное иммунологической реакцией на тот или иной аллерген.

Что такое сезонный и круглогодичный аллергические риниты

Сезонные аллергические риниты беспокоят пациента в определенное время года, что связано с периодом появления в природе некоторых аллергенов: пыльцы растений и спор грибов.

Круглогодичные риниты развиваются при воздействии постоянно имеющихся в окружающем пространстве аллергенов: домашняя пыль, пыльца домашних растений, эпидермис животных, аллергены, связанные с насекомыми, пищей, бытовой химией и так далее.

Такое разделение весьма условно, поэтому последние согласительные документы предлагают делить аллергические риниты на:

● интермиттирующие, при которых симптомы отмечаются до 4 раз в неделю;

● персистирующие, когда клинические проявления имеют место чаще 4 раз в неделю или 4 недель в году.

Аллергические риниты также разделяют по тяжести течения:

● Легкая степень. Пациента беспокоят незначительные симптомы, которые не нарушают его дневную активность и сон.

● Средняя степень. Заболевание нарушает нормальный сон, мешает учиться, работать, заниматься спортом.

● Тяжелая степень. Симптомы очень выражены. Пациент не может адекватно жить без лечения.

В своем течении аллергические риниты проходят этапы обострения и ремиссии, которые сменяют друг друга.

Каковы симптомы аллергического ринита

● заложенность носах

● чихание

● ринорея - отделяемое из носа

● зуд в полости носа

● снижение обоняния

Симптомы имеют разную выраженность у пациентов. Некоторых людей больше беспокоит водянистая ринорея и чихание, других — заложенность носа вязким и тягучим секретом. Обычно в первом случае состояние в ночное время улучшается, а во втором — ухудшается. Нередко симптомы аллергоза затрагивают не только полость носа, но и бронхиальное дерево, что приводит к появлению одышки и кашля с трудноотделяемой мокротой.

Типичные симптомы аллергического ринита часто сочетаются с глазными симптомами — резь в глазах, их покраснение, слезоточивость. Это особенно характерно для пациентов с поллинозами — аллергией на пыльцу растений.

Для постановки диагноза разработаны специальные опросники, которые облегчают поиск возможных причин заболевания. Так, например, появление симптомов на рабочем месте, может свидетельствовать о воздействии профессиональных аллергенов, а ухудшение дома — пищевых и эпидермальных аллергенов, аллергии на элементы домашней пыли.

Характер выделений из носа может быть разным, но обычно они прозрачные и водянистые. Желтые или зеленые “сопли” с высокой вероятностью говорят об инфекционном процессе. Примесь крови в выделениях может свидетельствовать о неправильном применении топических, то есть местных, лекарств. В некоторых случаях наблюдается так называемая задняя ринорея — когда назальный секрет стекает по стенке глотки. Следствием этого может стать кашель, особенно в утренние часы.

Что нужно для диагностики ринита

Помимо опроса пациента и его общего осмотра, необходимы некоторые дополнительные диагностические процедуры — лабораторные и инструментальные.

Наибольшее значение в общей лабораторной диагностике имеют цитологическое исследование выделений из носа и общий анализ крови, где обнаруживают эозинофилию — высокое содержание эозинофилов. Последние представляют из себя разновидность клеток крови — лейкоцитов. Их количество в крови растет при аллергических реакциях.

Обязательным инструментальным методом обследования является риноскопия — осмотр полости носа специальным оптическим прибором. При этом врач может заметить отек и покраснение слизистой оболочки носа с большим количеством слизистого отделяемого. Это касается сезонного аллергического ринита. При круглогодичном же рините слизистая будет скорее синюшней или сероватой. Отмечается также симптом Воячека — характерная “мраморность” слизистой.

Помимо этого врач может назначить:

● рентгенографию или КТ полости носа и околоносовых пазух;

● эндоскопическое исследование;

● пробу с адреналином для доказательства обратимости назальной непроходимости.

В обязательном порядке проводятся также кожные тесты для выявления аллергена. Из других иммунологических диагностических процедур назначают также анализ крови на аллергенспецифических иммуноглобулины и провокационные тесты с аллергенами.

Принципы лечения аллергических ринитов

Основная задача — полный контроль над проявлениями ринита. Обычно лечение амбулаторное, хотя в тяжелых случаях или при необходимости провести ускоренный курс аллергенспецифической иммунотерапии возможна госпитализация в профильный стационар.

При этом, с самого начала важно, чтобы пациент или его родственники, получили полную информацию о заболевании, поскольку их ожидания от лечения должны быть реалистичными. Следует понимать, что нельзя навсегда избавиться от аллергического ринита, но можно держать его симптомы под контролем. Для этого важно строго соблюдать предписания врача и запастись терпением.

Фармакотерапия аллергического ринита включает в себя симптоматическую терапию и аллергенспецифическую иммунотерапию. В первом случае применяются препараты из разных групп:

● Блокаторы Н1- гистаминовых рецепторов (антигистаминные препараты), в том числе Акривастин, Азеластин, Цетиризин, Дезлоратадин, Эбастин, Супрастин, Клемастин. Пероральные формы (для приема в рот) этих препаратов достаточно быстро (до часа) уменьшают выраженность симптомов. При заложенности носа их эффективность значительно ниже.

● Топические блокаторы Н1- гистаминовых рецепторов (для местного приема) — Азеластин, Левокабастин, Олопатадин. В течение 30 минут устраняют симптомы заболевания.

● Интраназальные кортикостероиды (Беклометазон, Будесонид) быстро снимают воспаление при невысоком риске побочных эффектов.

● Интраназальные деконгестанты (Оксиметазолин, Ксилометазолин) уменьшают заложенность носа, но назначаются короткими курсами во избежании развития лекарственного ринита.

Также могут назначаться кортикостероиды для приема внутрь или в инъекциях, кромоны, интраназальные антихолинергические препараты.

Аллергенспецифическая иммунотерапия (АСИТ) является патогенетическим методом лечения. Это значит, что она направлена на прерывание механизма развитие болезни, а не просто на подавление симптомов. Назначение АСИТ при аллергическом рините имеет высший уровень доказательности. Суть метода состоит в том, что в организм пациента вводят постепенно нарастающие дозы аллергена, который отвечает за развитие ринита в непосредственно наблюдаемом случае. В результате, при попадании естественных аллергенов клинические данные либо не появляются, либо слабо выражены.

Каков прогноз аллергического ринита

Аллергический ринит — хроническое заболевание и полностью вылечить его, к сожалению, пока нельзя. Впрочем, при адекватном лечении и профилактике, болезнь можно уверенно держать под контролем.