Откуда вы?
Выбрать другой

Атрофический ринит

Что такое атрофический ринит

Атрофический ринит — первичное или вторичное хроническое воспаление, возникающее вследствие атрофии и склероза слизистой оболочки полости носа. Особыми клиническими формами этого заболевания являются также озена и передний сухой ринит.

Почему развивается заболевание

Достоверные причины атрофического ринита пока неизвестны. Предполагают, что в основе патологии могут лежать гормональные и аутоиммунные нарушения, наследственная предрасположенность. Большинство экспертов не сомневаются в важнейшей роли инфекционного фактора — как вирусного, та и бактериального.

Заболевание нередко является также следствием затянувшегося гнойного синусита, длительного воздействия ионизирующего излучения, а также может осложнять хирургические операции на полости носа. Одна из ведущих причин развития патологии — воздействие различных поражающих факторов внешней среды, таких как: газообразные продукты резки металлов и нефтеперегонки, угольная пыль и другие агенты, связанные с профессиональной вредностью. При работе на таком производстве симптомы заболевания появляются уже спустя пару лет после начала трудовой деятельности.

Каковы симптомы атрофического ринита.

Основные клинические проявления:

● сухость и зуд в носу

● обильное образование сухих корок;

● ухудшение обоняния;

● носовые кровотечения.

У части пациентов также отмечается зловонный запах, что по мнению специалистов связано с деятельностью некоторых видов бактерий.

Как диагностируют заболевание

Диагноз, как и при других хронических ринитах, выставляется на основании данных, полученных по результатам изучения жалоб и истории болезни пациента и его осмотра. Для изучения состояния слизистой оболочки может применяться эндоскоп.

Принципиально важно отличить атрофический ринит от аллергического. С этой целью проводят аллергологические пробы. Для дифференциальной диагностики с другими неаллергическими хроническими ринитами, врач может назначить бактериологический анализ содержимого полости носа и компьютерную томографию.

Принципы лечения атрофического ринита

Лечение почти всегда симптоматическое и преследует цель уменьшить образование корок и неприятного запаха. Обычно оно включает в себя применение различных назальных капель и спреев, а также туалет носовой полости.

Для орошения полости носа могут применяться антибиотики местного действия, гормональные препараты. В некоторых случаях выполняют блокаду полости носа, чтобы снизить сухость слизистой оболочки за счет снижения скорости воздушного потока.

Ежедневное промывание солевыми растворами — отнюдь не бесполезное и рутинное мероприятие. Процедура увлажняет и очищает слизистую, предотвращает чрезмерное размножение местной микрофлоры. Для предотвращения пересыхания слизистой оболочки назначают винилин, аекол, аевит, которые создают защитную пленку, препятствующую потере влаги. Их эффективность доказана клинически. Есть данные о благоприятном воздействии спрея с эктоином.

Следует заметить, что не один метод лечения атрофического ринита не обладает высоким качеством доказательств. В лучшем случае — это клинические наблюдения и рекомендации экспертов. В этой ситуации как никогда важно довериться врачу, обладающего богатым клиническим опытом.