Откуда вы?
Кемерово ?
Выбрать другой

Xронический ларингит

Хронические ларингиты — это небольшая группа заболеваний, которые характеризуются воспалением слизистой оболочки гортани длительностью не менее трех недель. Каждое десятое обращение к оториноларингологу приходится именно на эту патологию.

Причины развития заболевания

Хронические ларингиты нередко развиваются после перенесенного острого воспаления, но в большинстве случаев начало воспалительного процесса установить нельзя. Основные причины:

● инфекционный агент — бактерии, вирусы, грибы, микоплазмы;

● аллергены;

● травма шеи и гортани, в том числе ожоговые поражения и инородные тела;

● гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь.

92% пациентов с хроническим ларингитом — курильщики.

Основные жалобы:

● изменение голоса;

● кашель;

● боль в горле при повышении голоса;

● иногда одышка.

Выраженность и особенности проявления симптомов различаются при разных ларингитах.

Гиперпластическая форма

Постоянная охриплость и огрубление голоса.

Отечно-полипозная форма

Стойкая охриплость

со смещением тембра

голоса в низкие частоты. Возможно развитие тяжелого стеноза гортани.

Атрофическая форма

Боль и кашель при попытке улучшить качество звука.

Катаральная форма

Неприятные ощущения в области гортани и охриплость,которая

усиливается при повышении голоса.

Основные принципы лечения

Консервативная терапия

● Антибиотики.

Показаны при обострении. Назначаются препараты широкого спектра действия. При ларингомикозах, то есть грибковых поражениях, назначаются соответственно анттмикотические препараты. Антибиотики также показаны при хирургическом лечении хронического ларингита.

● Антигистаминные препараты

Показаны при обострении гиперпластического и отечно-полипозного ларингита, а также при указании на аллергический характер воспаления. При катаральном и атрофическом ларингите эти препараты не назначают, поскольку они усиливают сухость слизистой оболочки.

● Противоотечная терапия

Проводится с применением системных глюкокортикостероидов. Показана в послеоперационном периоде и при стенозирующих ларингитах.

● Муколитическая терапия

Применяется для разжижения мокроты как местно, так и системно, порознь и совместно. Местное воздействие обеспечивается посредством ингаляций. Основное показание — визуализация мокроты при ларингоскопии.

● Ингаляционная терапия

Помимо муколитиков можно регулировать антибактериальные средства, кортикостероиды, противовоспалительные средства. Выбор препарата зависит от формы заболевания.

● Физиотерапия.

Могут быть назначены электрофорез на область гортани, фонофорез, терапевтический лазер, микроволны. При отечно-полипозной форме могут быть рекомендованы инъекции глюкокортикостериодов в голосовые складки под визуальным контролем.

Следует отметить, что все перечисленные методы лечения обладают низким уровнем убедительности рекомендаций и не могут служить истинной в последней инстанции. "Золотого стандарта" лечения хронического ларингита не существует, поэтому врач назначает терапию исходя из собственного опыта и отталкиваясь от актуальных клинических рекомендаций.

Хирургическое лечение

Заключается в декортикации голосовых складок. Суть операции — удаление измененного эпителия с частичным сохранением подслизистого слоя, основная цель — улучшение голосовой функции и предотвращение стеноза гортани. Сегодня чаще всего используются две хирургические техники: операция по Kleinsasser и методика Hirano. В современных условиях для операции могут применяться эндоскопические инструменты и лазерные технологии.

Удаленная слизистая в обязательном порядке направляется на гистологическое исследование для исключения злокачественного перерождения эпителия. С этой же целью проводится биопсия — прицельный забор материала на исследование с подозрительных локаций.

При любых вариантах лечения не следует забывать об ограничении звуковой нагрузки и запрете на форсированную шепотную речь, а также ограничении вредных факторов среды: курения и профессиональных вредностей.