Откуда вы?
Кемерово ?
Выбрать другой

Озена

Озена — особая форма атрофического ринита, которая отличается выраженной атрофией слизистой оболочки полости носа и сильнейшим зловонным запахом. Последний источают засыхающие корки, которые обильно откладываются на слизистой. Заболевание встречается редко и значительно чаще регистрируется у женщин. Начинается обычно в молодом возрасте.

Основные отличия от других форм атрофического ринита

● атрофический процесс распространяется на костные стенки полости носа;

● быстрозасыхающий секрет со специфическим запахом;

● замещение цилиндричес­кого эпителия плоским в большей части слизистой.

Причины заболевания

Достоверные причины озены, как и при других атрофических ринитах, неизвестны. Следует отметить два обстоятельства:

● более 80 % больных озеной инфицированы палочкой Абель-Левенберга — бактерией из рода Клебсиелл.

● у большинства больных имеет место железодефицитная анемия.

Существует немало гипотез о происхождении озены, однако практически все они не выдерживают серьезной критики, хотя и содержат рациональные моменты.

Симптомы и течение болезни

Озена, однажды возникнув, беспокоит человека на протяжении всей его жизни. Ее проявления заметно усиливаются в период менструации, тогда как при беременности и в пожилом возрасте симптомы болезни несколько ослабевают.

Основные клинические проявления:

● сильная сухость в носу

● большое количе­ство корок с неприятнымм запахом;

● затруднение носового дыхания;

● резкое ухудшение обоняния.

При риноскопии врач может увидеть желто-зеленые или буроватые корки, которые покрывают всю слизистую носа, а зачастую занимают практически всю его полость. В начале заболевания поражается преимущественно нижняя раковина, но затем процесс распространяется в вышележащие отделы.

Диагностика озены

Диагноз очевиден из-за наличия характерного запаха, который имеет место только при этой форме атрофического насморка, а также обильных корок и признаков атрофии. После удаления корок неприятный запах исчезает практически полностью. Иногда при озене наблюдается седловидный нос, что требует исключить сифилис.

Для подтверждения диагноза иногда назначаются лабораторные анализы, наиболее значимыми из которых являются бактериологическое исследование и реакция связыва­ния комплемента с озенозным антигеном.

Принципы лечения.

Озену нельзя вылечить полностью, но можно значительно облегчить состояние пациента и увеличить продолжительность безрецидивного периода.

Учитывая очевидную связь с железодефицитной анемией, проводится, условно говоря, патогенетическое лечение, направленное на механизмы развития болезни. С этой целью назначают препараты железа (например, феррум-лек). Такжн назначают антибиотики, активные в отношении клебсиеллы.

Симптоматическое лечение заключается в устранении зловонных корок. Для этого рекомендуют ежеднев­но орошать полость носа различными рас­творами, в частности, солевыми.

При большом количестве корок показано орошение растворами антибиотиков. После промывания все корки необходимо полностью уда­лить. Вместе с местным лечением иногда рекомендуют биостимуляторы (алоэ), витамины. Применение этих препаратов, впрочем, не имеет никакой доказательной базы, поэтому их эффективность доподлинно неизвестна.

В некоторых случаях рекомендуется хирургическое вмешательство, которое направлено на сужение носовых ходов, что снижает поток воздуха и замедляет образование корок.