Мочекаменная болезнь

Мочекаменная болезнь, или уролитиаз, — распространенное заболевание мочевыводящих системы, связанное с нарушением обмена веществ. Патология встречается в любом возрасте, при этом у мужчин примерно в три раза чаще, чем у женщин.

Как развивается уролитиаз

Вследствие нарушений метаболизма (обмена веществ), которые ученые объясняют наследственным фактором, меняется химический и водно-солевой состав мочи. При этом в ней накапливаются оксалатные, кальциевые и фосфатные соли, повышается уровень мочевой кислоты. Из этих веществ формируются микролиты (песок), из которых в свою очередь образуются камни (конкременты). Таким образом, камни могут быть:

•  кальциево-фосфатные — относительно мягкие;

•  кальциево-оксалатные — плотные, часто с шиповыми наростами;

•  уратные — твердые и гладкие.

Образование камней с обеих сторон встречается в 15-17% случаев.

Факторы риска

Наследственный характер заболевания вовсе не говорит о том, что у человека обязательно разовьется мочекаменная болезнь. Существуют определенные условия, при которых развиваются соответствующие изменения метаболизма. К таковым относят:

• обезвоживание;

• инфекционные заболевания;

• дефицит или переизбыток витамина D;

• неправильное питание;

• патология желудочно-кишечного тракта;

• химический состав потребляемой воды.

Безусловно, на риск образования камней оказывает влияние образ жизни: недостаточная физическая активность, вредные привычки, экстремальные нагрузки.

Симптомы и течение болезни

Сами по себе камни обычно не беспокоят пациента и могут годами лежать, никак не давая о себе знать. Проблемы начинаются, если камень перемещается. Попав в мочеточник конкремент вызывает его спазм и нарушает отток мочи. В этот момент пациента беспокоят сильные боли — почечная колика. В некоторых случаях болевой синдром выражен настолько сильно, что для его купирования требуются наркотические анальгетики.

В целом клиника уролитиаза  у мужчин и женщин весьма схожа и включает в себя:
  • боли в пояснице различной интенсивности с возможной иррадиацией  в половые органы;

• рези при мочеиспускании;

• примесь крови в моче;

• тошнота и рвота на высоте болевого синдрома.

Эти симптомы могут встречаться в разных сочетаниях, однако ни один из них не является патогномоничным — свидетельствующем, что речь идёт именно о мочекаменной болезни. Для подтверждения диагноза и выбора лечебной тактики требуется дополнительное исследование.

Диагностика мочекаменной болезни

При появлении симптомов уролитиаза необходимо обязательно посетить врача. Строго говоря, эпизод почечной колики зачастую и не оставляет иного выбора. Чтобы разобраться с дальнейшей тактикой лечения и подтвердить диагноз пациенту могут быть назначены:

• Общий и биохимический анализ крови. Исследования позволяют выявить наличие воспалительных процессов и некоторые особенности метаболизма.

• Общий анализ мочи. Помимо прочего определяет химический состав примесей.

• Ультразвуковое исследование почек. Достаточно информативный и безопасный метод визуализации.

• Экскреторная урография. Рентгеноконтрастное исследование, позволяющее оценить состояние почек и мочевыводящих путей, проходимость мочеточников. некоторые камни при рентгеновском исследовании не видны.

• Компьютерная томография. Высокоэффективный метод обнаружения камней любого размера и химического состава.

Лечение мочекаменной болезни

Суть лечебных процедур, если мы не говорим о непосредственно эпизоде почечной колики, заключается в уничтожении камней. Это достигается несколькими способами:

• Литолитическая терапия — растворение камней с помощью лекарственных препаратов. Этот метод наиболее приемлем к уратным камням, а основная задача лечения состоит в снижении кислотности мочи.

• Экстракорпоральная ударно-волновая литотрипсия —  дробление конкремента ультразвуком. Это минимально инвазивный способ дробления камней, эффективность которого в некоторых случаях приближается к уретероскопическому удалению.

• Удаление или дробление камней с использованием уретероскопа. Эффективный метод лечения, подразумевающий введение эндоскопического инструмента в мочеточник через уретру и мочевой пузырь.

Применяются и комбинации этих методов.

Врачи справятся с камнями в почках, но лучше не доводить заболевание до почечной колики и необходимости инвазивного вмешательства. Отказ от вредных привычек, оптимальный питьевой режим, достаточная физическая активность значительно снижают риски возникновения этой проблемы.

Врачи, ведущие приём:

Прием (осмотр, консультация) уролога по общим вопросам 1 200
Прием (осмотр, консультация) уролога-андролога по нарушению репродуктивной функции 1 500

Пишите нам: