Поликистоз как причина бесплодия

Синдром поликистозных яичников (СПКЯ) — распространенное заболевание, которое характеризуется широким спектром  гормональных нарушений, хроническим отсутствием овуляции, бесплодием и кистозными изменениями яичников с их увеличением.

Патогенез СПКЯ очень сложен и до конца не раскрыт. В нем участвуют центральные регулирующие системы, яичники, надпочечники и другие компоненты. Кроме того, заболевание имеет разные механизмы развития у женщин с  резистентностью к инсулину, повышенной массой тела и так далее. СПКЯ вызывает нарушения функций самых различных органов, включая щитовидную железу, гипофиз, яичники. В зависимости от этого набор симптомов у пациентов отличается. Самым грозным последствием поликистоза яичников является бесплодие, которое отмечается у большинства пациентов с этой патологией.

СПКЯ и  бесплодие

Причиной бесплодия при СПКЯ в первую очередь являются гормональные нарушения, мешающие созреванию фолликулов и наступлению овуляции. Фолликулы, замершие в процессе роста подвергаются обратному развитию. Реже ооциты все же созревают, но окружены плотной капсулой, покинуть которую не могут.

Негативное воздействие на яйцеклетку и эндометрий оказывает повышенный уровень лютеинизирующего гормона в фолликулярную фазу цикла, что не только приводит к различным нарушениям эмбрионального развития, но способствует невынашиванию беременности. Впрочем, в редких случаях у женщин с СПКЯ все же возможна спонтанная овуляция, что сохраняет шансы на зачатие.

Преодоление бесплодия, связанного с поликистозом яичников

К сожалению, на сегодняшний день не существует эффективного метода лечения, который позволил бы полностью избавиться от заболевания. Вместе с тем, существующие методики позволяют на какое-то время приостановить эндокринные нарушения и восстановить фертильность. Существует два основных пути восстановления репродуктивных функций при СПКЯ:

1. Медикаментозное лечение с применением препаратов, которые стимулируют развитие фолликулов и запускают овуляцию.
  2. Хирургическое лечение, направленное на удаление продуцирующего андрогены участка капсулы яичника. При яичниковой форме СПКЯ эффект от операции в виде восстановления овуляции держится до полутора лет.

Как в одном, так и во втором случае, женщинам с избыточным весом необходимо снизить массу тела. Существуют данные о том, что после снижения веса всего на 10% овуляция самостоятельно восстанавливается у каждой третей женщины с СПКЯ.

Программы ВРТ и ЭКО

Диагноз поликистоза яичников не является показанием для ЭКО и лечение бесплодия при нем требует проводиться перечисленными выше методами. ВРТ целесообразны лишь при их неэффективности на протяжении года или шести циклов индукции овуляции, а также при наличии дополнительных факторов бесплодия.

Вероятность успешного завершения ЭКО у женщин с СПКЯ ниже, чем при других вариантах бесплодия, что связано как с плохим качеством ооцитов, так и с повышенным риском спонтанного аборта. Это очень настораживает с учетом того, что до 20% женщин с бесплодием страдают поликистозом. Тем не менее, современные методы лечения и ВРТ при грамотном подходе позволяют устранить нарушения фертильности.

Получить консультацию эндокринолога можно в Центре семьи и репродукции “Красная горка” в городе Кемерово. Мы располагаем мощной диагностической базой и высококвалифицированными сотрудниками, включая докторов и кандидатов медицинских наук.

Как связаться с нами

Регистратура

Мобильный

Как к нам проехать(ост. Рутгерса)