Протоколы ЭКО

Современные достижения репродуктивной медицины были бы невозможны без важнейшего этапа ВРТ — индукции суперовуляции, благодаря которой удается добиться получения качественных ооцитов.  Суть процедуры состоит в применении различных гормональных препаратов, которые стимулируют овуляцию или подавляют процессы, ограничивающие развитие сразу нескольких яйцеклеток в цикле. Сегодня разработано множество протоколов стимуляции яичников в рамках ЭКО, с четкими схемами, которые по дням описывают сколько и каких препаратов надо принимать. Наиболее распространены клинической практике:

• длинный протокол с агонистами гонадотропин-рилизинг-гормона (ГнРГ);
  • протокол с антагонистами ГнРГ и его различные модификации.

Длинный протокол

Длинный протокол до недавнего времени был “золотым стандартом” овариальной стимуляции и широко применяется в наши дни. Именно он впервые дал возможность управлять циклом и помог снизить частоту неудачных попыток ЭКО, которые были связаны с невозможностью провести аспирацию ооцитов из-за преждевременного пика лютеинизирующего гормона.

Суть длинного протокола состоит в назначении агонистов ГнРГ в середине лютеиновой фазы цикла, предшествующему индуцируемому. Главное преимущество длинного протокола заключается в большей эффективности ЭКО — при нем регистрируется наибольшая частота наступления беременности, вследствие созревания большего числа фолликулов. Сегодня протокол применяется все реже, поскольку сопряжен со сравнительно высоким риском развития синдрома гиперстимуляции яичников, а также с более длительным и дорогим лечением. Тем не менее, длинный протокол рекомендован к применению у женщин с эндометриозом и миомой матки, как успешный.

Короткий протокол с агонистами ГнРГ

Короткий протокол по сути представляет собой модификацию длинного. Основное его отличие заключается в том, что агонисты ГнРГ назначаются позже — в начале фолликулярной фазы цикла вместе с гонадотропином. Это позволяет снизить продолжительность лечения и несколько снизить его стоимость. Согласно исследованиям, при использовании короткого протокола беременность наступает на 50% чаще, однако показатели рождаемости существенно не отличаются.

Протокол с антагонистами ГнРГ

Появление в 1999 году первых антагонистов ГнРГ заставило пересмотреть существующие протоколы. Новые препараты не вызывали начального роста гонадотропинов и начинали работать сразу же после введения, приводя к быстрому уменьшению уровня фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормонов. Это позволило рекомендовать протокол с антагонистами пациенткам с синдромом поликистозных яичников и «бедным ответом», хотя однозначного мнения по поводу риска развития гиперстимуляции яичников при применении этого протокола у исследователей нет. Также отсутствует единое мнение в плане частоты наступления беременности в сравнении с длинным протоколом, а данные исследований по этому поводу расходятся.

В целом при применении антагонистов ГнРГ отмечается отсутствие характерных для агонистов побочных эффектов,  уменьшается длительность стимуляции и доза гонадотропинов. Наиболее же перспективными выглядят модифицированные варианты этого протокола.

“Модифицированные” протоколы с антагонистами ГнРГ

С 2007 года группой экспертов разрабатываются протоколы,  которые имеют своей целью снизить лекарственную нагрузку и риски возможных осложнений стимуляции. Такие протоколы получили определение “мягких”, и включают в свои схемы  более низкие дозы гонадотропинов в сочетании с антагонистами ГнРГ. Кроме того, в них применяются антиэстрогены или ингибиторы ароматазы. По мнению некоторых специалистов применение «мягкого» протокола приводит к повышению числа зрелых яйцеклеток и эмбрионов «высокого» качества при  снижении общего числа ооцитов.

Сегодня используется достаточно много модифицированных протоколов, которые применяются в различных клинических ситуациях. Например, для индукции овуляции у пациенток с «бедным» овариальным ответом может применяться “шанхайский протокол” с повторной стимуляцией в лютеиновой фазе. Так или иначе, выбор наиболее эффективной схемы — достаточно сложная задача, которую приходится решать репродуктологу, отталкиваясь от собственного опыта, теоретических знаний и особенностей конкретного клинического случая.

Как связаться с нами

Регистратура

Мобильный

Как к нам проехать(ост. Рутгерса)