Вульвовагинальный кандидоз

Вульвовагинальный кандидоз, или кандидозный вульвовагинит, — воспаление слизистой оболочки влагалища и вульвы, вызванное деятельностью грибов рода Candida. Многим это заболевание известно также как "молочница".

У женщин эта болезнь характеризуется генитальным зудом, жжением или выделениями из влагалища. У мужчин данное заболевание характеризуется зудящими высыпаниями на половом члене. Передача происходит эндогенным распространением или половым путем.

Как часто встречается заболевание

Генитальный кандидоз регистрируется очень часто. Три четверти женщин в мире хотя бы один раз в жизни сталкивались с острым кандидозным вульвовагинитом, а до половины женщин встречались с молочницей 2 раза и более. Рецидивирующее течение, характеризующееся регулярными обострениями, отмечается у 10-15% женщин детородного возраста.

Заболевание встречается в целом у здоровых людей, но сопутствующая патология и некоторые физиологические состояния увеличивают риск генитального кандидоза, который регистрируется:

1. у  30% беременных;

2. у 30% женщин с эндокринными заболеваниями;

3. у 40% ВИЧ-позитивных пациентов.

У 10–20% совершенно здоровых женщин грибы рода Candida не вызывают воспаления. Они являются здоровыми носителями. Среди беременных женщин число бессимптомных носителей достигает 40%.

Что представляет собой возбудитель

Candida spp. — достаточно обширный род дрожжевых грибов. С точки зрения лечения важно выделить две группы микроорганизмов:

• Candida albicans — доминирующий вид, обусловливающий до 80-90% заражений.
  • Candida non-albicans — все остальные виды, в частности Candida glabrata, Candida tropicalis, Candida krusei и многие другие.

Все  представители рода — одноклеточные грибы, которые любят селиться в тканях, которые богаты гликогеном, и в частности, на слизистой влагалища. Candida spp. –  это условные патогены, то есть микробы которые могут жить в организме человека, не вызывая заболевания, и активируются только в определенных условиях.

Как происходит заражение

Согласно клинических рекомендаций по диагностике и лечению заболеваний, сопровождающихся патологическими выделениями из половых путей женщин от 2019 г - ВВК передается половым путем.

Наличие грибка еще не делает человека больным. В то же время у половых партнеров женщин с молочницей иногда возникает вызванный кандидой баланопостит.

Существуют некоторые факторы, которые предрасполагают к развитию кандидозного вульвовагинита:

1. снижение местного иммунитета

2. эндокринные заболевания, в том числе сахарный диабет и ожирение;

3. гинекологические заболевания;

4. прием некоторых лекарств, в том числе антибиотиков, стероидных гормонов, иммунодепрессантов;

5. перенесенная лучевая терапия;

К числу предрасполагающих факторов кроме того можно отнести ношение тесного белья, использование гигиенических прокладок, что обеспечивает влажный и высокотемпературный микроклимат, а также применение ВМС, спермицидов, влагалищных колпачков, спринцевания с антисептическими препаратами.

Пока не совсем понятно, почему возникают рецидивирующие формы молочницы, поскольку они могут появляться и без вышеназванных факторов риска. Предполагается, что такое течение связано с нарушением местных механизмов защиты.

Симптомы кандидозного вульвовагинита

Cубъективные признаки:

1. зуд, жжение в области вульвы и влагалища;

2. болезненность во влагалище;

3. выделения творожистого характера;

4. диспареуния (болезненный половой акт);

5. дизурия (расстройства мочеиспускания).

Объективные признаки:

1. отечность, гиперемия слизистой оболочки;

2. наличие беловатых налетов, легко снимаемых тампоном;

3. при тяжелом ВВК трещины кожных покровов и слизистых в области вульвы, задней спайки и перианальной области;

4. при рецидивирующем ВВК могут наблюдаться сухость, атрофия.

Как диагностируют вульвовагинальный кандидоз (молочницу)

Несмотря на достаточно типичную картину заболевания, ни один из симптомов молочницы не является специфическим, поэтому для постановки диагноза необходимо лабораторное исследование.

Материал для исследования берут с верхне-боковой стенки влагалища гинекологическим зондом или тампоном. Основные методы исследования:

1. световая микроскопия нативных и окрашенных мазков;

2. посев на питательную среду;

3. молекулярно-биологические методы, направленные на обнаружение специфических фрагментов ДНК и/или РНК Candida spp.

При остром кандидозном вагините для постановки диагноза достаточно наличия соответствующей клинической картины и данных световой микроскопии. Если симптомы заболевания присутствуют, но микроскопия не выявляет возбудителя, используют культуральное исследование — выращивание культуры в питательной среде. Кроме того, этот метод показан при рецидивирующей молочнице, чтобы уточнить вид гриба. При частых рецидивах и устойчивости к антигрибковым препаратам проводится исследование на чувствительность культуры к антимикотикам.

Выявление Candida spp. в культуре при отсутствии симптомов заболевания не является показанием для лечения, поскольку у 10—20% женщин имеет место носительство

Если у женщины нет симптомов заболевания, исследование на Candida spp. не требуется.

Какие существуют осложнения молочницы

Иногда кандидозная инфекция распространяется за пределы вульвы и влагалища, вызывая воспаление уретры и мочевого пузыря. Кроме того, на фоне молочницы увеличивается вероятность различных осложнений беременности и риск инфицирования плода. Кандидоз плода может стать причиной его внутриутробной гибели и преждевременных родов. Эти осложнения достаточно редки.

Принципы лечения кандидозных вульвовагинитов

Лечение требуется женщинам при наличии симптомов молочницы и ее лабораторного подтверждения. Бессимптомные носители и половые партнеры при отсутствии баланопостита в лечении не нуждаются.

Для лечения неосложненного генитального кандидоза могут применяться местные и системные противогрибковые препараты. При  рецидивирующей молочнице, при которой регистрируют более 4 эпизодов обострения в год, применяют двухэтапную схему лечения:

1. купирование обострение;

2. поддерживающая терапия на протяжении 6 месяцев.

В отсутствии поддерживающей терапии обострение в течение ближайших 3 месяцев развивается у половины женщин. Иногда требуется определения видовой принадлежности Candida для выбора препарата.

При исчезновении клинических проявлений микроскопическое  исследование не требуется — заболевание считается излеченным.

Что мы лечим в гинекологии

Сейчас доступно много разной информации о заболеваниях и не всегда она достоверная. Поэтому наши врачи подготовили статьи по гинекологическим заболеваниям.

Приём ведут высококвалифицированные врачи, кандидаты и доктора медицинских наук, имеющие большой опыт работы.